В далеком мае 1935 года в столице молодой Советской страны Москве был пущен первый пассажирский поезд подземной железной дороги - метро. Первая линия шла от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" и имела ответвление на "Смоленскую". Помните Утесовскую "Песню извозчика"? "Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся от Сокольников до Парка на метро".
Метро сразу же тесно переплелось с жизнью большого города. Продолжали строиться новые станции, похожие на подземные дворцы. Ведь в СССР должно было быть самое лучшее метро! И, действительно, аналогов не найти нигде в мире. Многие станции являются охраняемыми памятниками архитектуры. В метро множество памятников, скульптур, мозаик, барельефов, панно. И в наше время туристы из разных стран с интересом разглядывают и фотографируют эти шедевры.
Только один день в своей истории Московское метро не открылось для приема пассажиров - 16 октября 1941 года - в самый трудный момент Битвы за Москву. Тогда было издано постановление "Об эвакуации столицы СССР". Распространились слухи, что город сдадут фашистам. В подземке велась подготовка к ее уничтожению в соответствии с поступившим накануне приказом. К счастью ситуация на фронте изменилась и к вечеру приказ об уничтожении метро был отменен.
Во время войны, когда немцы бомбили и обстреливали Москву, метро служило горожанам бомбоубежищем. Оно создавалось и продолжало создаваться в качестве объекта гражданской обороны. Сегодня вы можете увидеть на станциях гермодвери - это защита подземки на случай радиоактивного или иного заражения города. Станции глубокого заложения должны были выдержать прямой ядерный удар. Метро это огромный бункер, в нем предусмотрено аварийное энергоснабжение от дизельных электростанций, автономные источники питьевой воды, санузлы, неприкосновенные склады с продовольствием, вентиляция с фильтрами и т.д.
Возвращаясь к истории, следует сказать, что строительство метрополитена не прекращалось и во время войны. Семь станций: "Новокузнецкая", "Павелецкая", "Автозаводская", "Бауманская", "Электрозаводская", "Семеновская" и "Партизанская" (перечислены современные названия) - вводились в эксплуатацию в годы, когда страна переживала самое трудное время.
В 50-е годы, когда подземка насчитывала уже несколько радиальных линий, появилась Кольцевая линия. Разрасталась послевоенная Москва, расширялся и метрополитен. Все больше линий выходило за пределы Кольца. Метро проводилось по мостам и глубоко под реками или парками. Иногда тоннели проходили в зыбкой почве, где приходилось бороться с плывунами и подтоплениями. Некоторые линии идут не под землей, а по поверхности.
Различаются и станции. На большинство из них поезда приходят по встречным направлениям и пути расположены с двух сторон от центральной платформы. Но есть станции, где в одном зале поезда едут в одном направлении. Или такие, где рельсы обоих путей расположены в середине, а платформы по краям. Еще существуют чудесные станции "Полежаевская" и "Партизанская". Они состоят из двух платформ и трех путей. Такая необычная конфигурация была связана с запланированными, но неосуществленными проектами развития метрополитена. Сейчас один из путей на этих станциях не используется.
С 1955 года в связи с постановлением правительства упор в развитии метрополитена был сделан на увеличение темпов строительства за счет удешевления. Станции того времени стали строить по типовым проектам и они не слишком красивы. В последние годы внешнему виду станций снова стали уделять внимание. Конечно, они не так красивы и дороги, но все же не однообразны.
В 80-е годы метрополитен добрался до новых тогда "спальных" районов. Не прекращалось введение в эксплуатацию новых станций и в Перестройку и в нелегкое время "беспредела" 90-х. Сейчас линии трудно однозначно назвать радиальными, они переплелись в сложную сеть, в 2002 году метро шагнуло за МКАД. Появился монорельс и легкое надземное метро. Планируется новая Кольцевая линия более широкого радиуса.
Очень много интересных фактов можно рассказать про метрополитен:
Первые чудо-лестницы эскалаторы в нашей стране были установлены на четырех станциях глубокого заложения самой первой линии Московского метро.
Объявлять станции в поездах начали только в декабре 1951 года. Причем сначала это делал машинист. Только потом начали вводить автоматические записи дикторов. Сегодня на радиальных линиях при движении к центру названия станций объявляются мужскими голосами, а при движении от центра - женскими. На Кольцевой линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские - в обратную сторону.
Оплата проезда в метро в разные годы производилась по-разному. Были бумажные одноразовые и единые проездные билеты, которые проверялись контролерами. В 1958 году появились автоматы, глотающие пятачки, а позже - пластиковые жетоны. Затем появились магнитные карты.
Поезда в подземке с годами менялись и совершенствовались. Изменилась и длина составов. В связи с возросшим пассажиропотоком сегодня количество вагонов варьируется от 6 до 8 на разных линиях. Изначально метро не было рассчитано на прием восьмивагонных электричек, поэтому на некоторых станциях можно услышать предупреждение: "Будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона".
Многие станции Московского метро меняли свои названия. Массовая волна переименований прошла в 1990 году. А вот станция, которая сейчас называется "Охотный ряд", меняла свое название четыре раза. Еще один рекорд - "Партизанская". Она не только трижды меняла название, но еще и менялась названием с соседней "Измайловской". Они обе успели побыть и "Измайловской" и "Измайловским парком".
Станции с названием "Калужская" открывались в московском метро три pаза: в 1950 году та, что сейчас называется "Октябрьская"-кольцевая; в 1964 году та, что была временной и переделана в депо, и нынешняя "Калужская" в 1974 году.
Переименованные станции Московского метро
Если вглядываться в темноту тоннелей, можно разглядеть, как поезд проезжает большой неосвещенный зал. Это законсервированные станции. Они были построены с расчетом на планировавшийся микрорайон или стадион. Но что-то не сложилось и готовая станция не была открыта для пассажиров. Долгое время самой знаменитой станцией-призраком считался "Спартак" (она же Волоколамская и Аэрополе) на Таганско-Краснопресненской линии. 27 августа 2014 года "Спартак" открыт и функционирует. Остались и другие станции-призраки: "Площадь Гагарина", "Минская", "Троице-Лыково" и т.д.
На многих станциях есть лестницы в никуда. Скорее всего это переходы на несостоявшиеся или запланированные станции или это законсервированные выходы в город.
Миф и правда Московского "подземного города" - Метро-2. Это правительственная ветка, которая ведет из Кремля за пределы города. А возможно, не одна, а целая сеть линий, соединяющих подземные военные объекты. А возможно, это городская легенда и диггерская страшилка. В 1991 году министерство обороны США опубликовало даже схему этих сооружений. Официального доказательства существования Метро-2 нет.
В долгой жизни столичной подземки случались и не самые радужные моменты. Подземные воды размывали тоннели и подтопляли линии. Свая с поверхности пробивала своды тоннеля (2006 г). Была поломка эскалатора с трагическими последствиями (1982 г). В поездах и на станциях случались задымления и пожары, аварии. Страшная авария произошла 15 июля 2014 года на Арбатско-Покровской линии. Были и теракты с человеческими жертвами (1977, 1996, 2000, 2004, 2010 года).
Рекорды Московского метро:
Самая глубокая станция - "Парк Победы" (84 м)
Самая неглубокая - "Печатники" (5 м)
Самая длинная станция "Воробьевы горы" (282 м)
Самый длинный перегон - "Крылатское"-"Строгино" (6625 м)
Самый короткий перегон - "Выставочная"-"Международная" (500 м)
Самый длинный эскалатор - "Парк Победы" (126,8 м)
Самая длинная линия - Арбатско-Покровская (45,1 км)
Самая короткая линия - Каховская (3,3 км)
Самый долгий "долгострой" - "Спартак" (39 лет)
Московский метрополитен сегодня это основа транспортной системы столицы, только он может обеспечить быструю доставку большого количества пассажиров из одного района Москвы в другой. В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 миллионов. В Московском метро на сегодняшний день 196 станций на 12 линиях, общей протяженностью 327,5 км.
Метрополитены в других городах России
Станции в московском метро и правда потрясающие. Недавно, после долгого времени, попала на Комсомольскую, как во дворец) В восхищении хлопала глазами, словно туристка)
ОтветитьУдалитьПро то, что метро - бомбоубежище я знала всегда, но вот к гермодверям стала присматриваться после прочтения "Метро 2033"))
Часто говорят, что метро вызывает депрессию, но думаю тут больше воздействует количество людей на один квадратный метр, чем просто нахождение под землей.
Я бы сказала, что московское метро (как и любое другое, думаю) это отдельный мир. Со своей историей, своими странностями, своими тайнами. Очень хочется побывать в метро ночью, а еще по туннелям походить) Ну и раскрыть тайну Метро-2 это мечта многих поколений))
Я тоже недавно на Площади Революции революционерами восторгался, давно не видел))
УдалитьГермодвери мне отец в первом классе показал и рассказал, зачем они. Но после "Метро" Глуховского вообще по-другому на метрополитен поглядываешь))
У меня метро никакой депрессии или психологического дискомфорта не вызывает, видимо, с детства привычный мир. А вот пассажиры, да...)))
Не прикидывайся только лапочкой! )) Как-то ночью, на заре нашей юности вешней мы с тобой энд компани под закрытой тогда станцией Воробьевы горы вход в Метро-2 искали. Лично я даже по разобранному эскалатору успел спуститься. Потом недремлющая милиция заставила капитулировать)))
Ну мы же так и не раскрыли тайну Метро-2 )))
УдалитьМне "Метро 2033" помогла не проехать станцию метро, где я работаю)) По описанию в книге запомнила, что это моя)))
А меня "Метро 2033" заставило войти в метро и, не проехав ни одной станции, выйти из него. По ошибке )))
Удалитьhttp://nafary.blogspot.ru/2012/01/metro-2033-prikol.html
Дааа, это супер была история))
Удалить