28 октября 1995 года в 16:50 в столице Азербайджана Баку произошла крупнейшая по числу жертв в метрополитенах трагедия - пожар в Бакинском метро. Погибло 289 человек, пострадало 270. Сегодня 20 лет с момента катастрофы.
Трагедия произошла на перегоне между станциями "Улдуз" и "Нариман Нариманов", в 200-х метрах от станции "Улдуз". Пламя вспыхнуло в 3, а затем и в 4 вагоне, как только поезд №21 вошел в тоннель. Пожар разгорелся очень быстро, ведь отделка вагонов производства 60-х годов на 98% состояла из легковоспламеняющихся материалов, выделяющих в процессе горения токсичные вещества. Машинист растерялся, остановил поезд и потребовал у диспетчеров отключить электричество от контактного рельса. Персонал метрополитена действовал в условиях полного непонимания ситуации. Тоннельная вентиляция работала так, что ядовитые продукты горения гнало в направлении пути эвакуации основной массы пассажиров. Стоит отметить и то, что уведомление о пожаре поступило в городской штаб гражданской обороны только в 18:00.
Люди, пытаясь спастись от огня, разбивали стекла вагонов, но не находили спасения. Тоннель был заполнен дымом и не горел свет. Несколько человек были поражены током, потому что схватились за силовые кабели, кто-то травмировался осколками, другие погибли в давке. Те, кто не покинул поезд, сгорели в огне. Большинство же задохнулись в дыму.
Прибывшие спасатели, пожарные и добровольцы около 6 часов тушили пожар. Им удалось эвакуировать более 400 еще живых пассажиров. Температура пламени была настолько велика, что от состава остались лишь оплавленные металлические каркасы вагонов, а их колеса приварились к рельсам.
По официальным данным:
Погибло - 289 человек (в их числе 3 спасателя, 126 женщин, 28 детей)
Пострадало - 270 человек (из них 69 госпитализировано, 13 - в тяжелом состоянии)
30 октября 1995 года президент Азербайджана объявил общенациональный траур.
Работники метрополитена и свидетели событий имели мнение, что в метро произошел теракт с применением отравляющих веществ. Говорили, что под сидениями двух вагонов были обнаружены круглые пробоины в асбестовом покрытии пола, которое не могло быть повреждено огнем, т.к. выдерживает температуру 6 тысяч градусов. Были, якобы, найдены остатки канистр, содержавших хлор. Странным показался отказ азербайджанской стороны от предложения московских конструкторов провести на аналогичном вагоне испытания для установления причины пожара. Незадолго до пожара в бакинском метро уже было два теракта. Народ считал, что это третий.
Опровергая общественное мнение о теракте, следствие обнародовало официальный результат расследования. По главной версии причиной пожара стал вспыхнувший тяговый двигатель одного из вагонов, в котором разрушился фарфоровый предохранитель и произошло короткое замыкание. Причиной массового отравления высокотоксичными газами эксперты назвали сгорание синтетических покрытий сидений вагонов и линолеума. Ситуацию усугубили неправильные действия машиниста и диспетчера. Власти так же ругали устаревшее оборудование "советской эпохи".
Машинист поезда Асиф Байрамов и диспетчер Рауф Аббасов были приговорены к 10 годам лишения свободы. Высокое начальство метрополитена избежало наказаний и увольнений.
Трагедия произошла на перегоне между станциями "Улдуз" и "Нариман Нариманов", в 200-х метрах от станции "Улдуз". Пламя вспыхнуло в 3, а затем и в 4 вагоне, как только поезд №21 вошел в тоннель. Пожар разгорелся очень быстро, ведь отделка вагонов производства 60-х годов на 98% состояла из легковоспламеняющихся материалов, выделяющих в процессе горения токсичные вещества. Машинист растерялся, остановил поезд и потребовал у диспетчеров отключить электричество от контактного рельса. Персонал метрополитена действовал в условиях полного непонимания ситуации. Тоннельная вентиляция работала так, что ядовитые продукты горения гнало в направлении пути эвакуации основной массы пассажиров. Стоит отметить и то, что уведомление о пожаре поступило в городской штаб гражданской обороны только в 18:00.
Люди, пытаясь спастись от огня, разбивали стекла вагонов, но не находили спасения. Тоннель был заполнен дымом и не горел свет. Несколько человек были поражены током, потому что схватились за силовые кабели, кто-то травмировался осколками, другие погибли в давке. Те, кто не покинул поезд, сгорели в огне. Большинство же задохнулись в дыму.
Прибывшие спасатели, пожарные и добровольцы около 6 часов тушили пожар. Им удалось эвакуировать более 400 еще живых пассажиров. Температура пламени была настолько велика, что от состава остались лишь оплавленные металлические каркасы вагонов, а их колеса приварились к рельсам.
По официальным данным:
Погибло - 289 человек (в их числе 3 спасателя, 126 женщин, 28 детей)
Пострадало - 270 человек (из них 69 госпитализировано, 13 - в тяжелом состоянии)
30 октября 1995 года президент Азербайджана объявил общенациональный траур.
Работники метрополитена и свидетели событий имели мнение, что в метро произошел теракт с применением отравляющих веществ. Говорили, что под сидениями двух вагонов были обнаружены круглые пробоины в асбестовом покрытии пола, которое не могло быть повреждено огнем, т.к. выдерживает температуру 6 тысяч градусов. Были, якобы, найдены остатки канистр, содержавших хлор. Странным показался отказ азербайджанской стороны от предложения московских конструкторов провести на аналогичном вагоне испытания для установления причины пожара. Незадолго до пожара в бакинском метро уже было два теракта. Народ считал, что это третий.
Опровергая общественное мнение о теракте, следствие обнародовало официальный результат расследования. По главной версии причиной пожара стал вспыхнувший тяговый двигатель одного из вагонов, в котором разрушился фарфоровый предохранитель и произошло короткое замыкание. Причиной массового отравления высокотоксичными газами эксперты назвали сгорание синтетических покрытий сидений вагонов и линолеума. Ситуацию усугубили неправильные действия машиниста и диспетчера. Власти так же ругали устаревшее оборудование "советской эпохи".
Машинист поезда Асиф Байрамов и диспетчер Рауф Аббасов были приговорены к 10 годам лишения свободы. Высокое начальство метрополитена избежало наказаний и увольнений.
Аварии в метро ужасны. Но еще ужаснее, когда люди гибнут из-за неправильных действий ответственных лиц, которые должны наоборот помогать. Я не спасателей имею ввиду, а сотрудников метрополитена в данном случае. Очень хочется, чтобы их действия были более профессиональными и они знали, что делать, когда возникают внештатные ситуации. Но, к сожалению, через 20 лет мало что изменилось. Профессионалов единицы.
ОтветитьУдалитьВ метро не только аварии, пожары и теракты могут случиться. Еще сваи в тоннель забивают. Может плывун прорвать. Мне кажется, там подготовка персонала должна быть на высочайшем уровне. Очень хорошо показаны неуверенные и откровенно глупые действия персонала в фильме Антона Мегердичева "Метро".
Удалить