Советская и белорусская писательница Светлана Алексиевич, пишущая на русском языке, получила в 2015 году Нобелевскую премию по литературе. Теперь она в ряду таких нобелевских лауреатов - наших соотечественников - как Бунин, Шолохов, Пастернак, Солженицын и Бродский.
Светлана Александровна Алексиевич родилась в 1948 году на Украине, жила в Белоруссии, позже Европе. А в далеком СССР работала журналисткой.
Первой ее знаменитой художественно-документальной книгой из цикла "Голоса Утопии" стал роман "У войны не женское лицо". Написан он был в 1983 году и рассказывал о судьбах женщин, прошедших страшные, грязные, кровавые и совсем не приукрашенные будни Великой Отечественной.
Вторая книга "Последние свидетели" (1985) - повествовала о детях, чье детство исковеркала и забрала раньше срока та самая война.
Сам я впервые столкнулся с творчеством Алексиевич в 1989 году, прочитав третью книгу из цикла - "Цинковые мальчики". В ней говорится о поколении молодых ребят, со школьной скамьи внезапно попавших в ад Афганской войны, об их осиротевших матерях, овдовевших невестах.
Книга "Чернобыльская молитва: хроника будущего" написана в 1997 году об одной из самых страшных катастроф ХХ века - аварии на Чернобыльской атомной электростанции. О личных драмах жен, потерявших мужей - пожарных и ликвидаторов, матерей пораженных радиацией детей, жителей Припяти и деревень зоны отчуждения, навсегда лишенных родного дома.
Книга "Время сэконд хэнд" (2013) о том, как у обычного советского человека отобрали все, чем он жил, о чем мечтал, во что верил, и бросили его в новую реальность.
В чем же особенность творчества Светланы Алексиевич? За что ее ругают и одновременно ею восхищаются? Где-то я прочитал, что каждая ее книга это "полифонический роман-исповедь, в котором из маленьких историй складывается большая история, наш XX век". Основой ее произведений становятся интервью с очевидцами событий. Автор передает их почти дословно, сохраняя колорит, искренность, боль этих исповедей. Автор вытаскивает из самых глубин души сокровенные откровения и предает их читателям бережно, стараясь не ранить своих реальных героев.
Своими литературными учителями Алексиевич считает Алеся Адамовича и Василя Быкова. Есть у нее и последователи. Например, могу рекомендовать Юлию Юзик "Бесланский словарь" и "Невесты аллаха". Есть авторы, написавшие произведения в похожем жанре, например, Харуки Мураками "Подземка". Но Светлана Алексиевич обошла даже Мураками.
Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич удостоена с формулировкой "за многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время".
В этом году на премию претендовали 198 писателей и поэтов. В числе главных претендентов значились японец Харуки Мураками, кенийский писатель и драматург Нгуги ВаТхионго, американцы Джойс Кэрол Оутс и Филип Рот.
Торжественная церемония вручения награды пройдет 10 декабря в Стокгольме.
Светлана Александровна Алексиевич родилась в 1948 году на Украине, жила в Белоруссии, позже Европе. А в далеком СССР работала журналисткой.
Первой ее знаменитой художественно-документальной книгой из цикла "Голоса Утопии" стал роман "У войны не женское лицо". Написан он был в 1983 году и рассказывал о судьбах женщин, прошедших страшные, грязные, кровавые и совсем не приукрашенные будни Великой Отечественной.
Вторая книга "Последние свидетели" (1985) - повествовала о детях, чье детство исковеркала и забрала раньше срока та самая война.
Сам я впервые столкнулся с творчеством Алексиевич в 1989 году, прочитав третью книгу из цикла - "Цинковые мальчики". В ней говорится о поколении молодых ребят, со школьной скамьи внезапно попавших в ад Афганской войны, об их осиротевших матерях, овдовевших невестах.
Книга "Чернобыльская молитва: хроника будущего" написана в 1997 году об одной из самых страшных катастроф ХХ века - аварии на Чернобыльской атомной электростанции. О личных драмах жен, потерявших мужей - пожарных и ликвидаторов, матерей пораженных радиацией детей, жителей Припяти и деревень зоны отчуждения, навсегда лишенных родного дома.
Книга "Время сэконд хэнд" (2013) о том, как у обычного советского человека отобрали все, чем он жил, о чем мечтал, во что верил, и бросили его в новую реальность.
В чем же особенность творчества Светланы Алексиевич? За что ее ругают и одновременно ею восхищаются? Где-то я прочитал, что каждая ее книга это "полифонический роман-исповедь, в котором из маленьких историй складывается большая история, наш XX век". Основой ее произведений становятся интервью с очевидцами событий. Автор передает их почти дословно, сохраняя колорит, искренность, боль этих исповедей. Автор вытаскивает из самых глубин души сокровенные откровения и предает их читателям бережно, стараясь не ранить своих реальных героев.
Своими литературными учителями Алексиевич считает Алеся Адамовича и Василя Быкова. Есть у нее и последователи. Например, могу рекомендовать Юлию Юзик "Бесланский словарь" и "Невесты аллаха". Есть авторы, написавшие произведения в похожем жанре, например, Харуки Мураками "Подземка". Но Светлана Алексиевич обошла даже Мураками.
Нобелевской премии по литературе Светлана Алексиевич удостоена с формулировкой "за многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время".
В этом году на премию претендовали 198 писателей и поэтов. В числе главных претендентов значились японец Харуки Мураками, кенийский писатель и драматург Нгуги ВаТхионго, американцы Джойс Кэрол Оутс и Филип Рот.
Торжественная церемония вручения награды пройдет 10 декабря в Стокгольме.
Если честно, то неожиданно. Я как-то особо никогда не слышала про Алексиевич от других людей, читающих книги. Хотя мое мнение о ее книгах однозначно высокое.
ОтветитьУдалитьЗато уже начались политические скандалы вокруг ее победы. И уже не важно, про что ее книги, стало важно, за кого или против кого она высказывается.
УдалитьЕсть люди, которым не важно о чем, главное троллить. Обычно они даже не знают о чем говорят, просто спорят с теми, кто сказал что-то положительное.
УдалитьПремию-то дали за литературу, а не за политику. А тролли достали.
Удалить